Лириды - апрельский звездопад!

С 16 апреля начинает проявлять свою активность метеорный поток Лирид, который продлится до 25 апреля. Этому потоку уже более 2.5 тысяч лет! Его интенсивность в дату максимума около 22 апреля достигает 15-20 метеоров в час. Конечно, наблюдать поток можно и в другие дни действия Лирид, но уже с меньшим часовым числом метеоров. Метеоры медленные, желтоватые. Кажется, что они вылетают из точки между созвездиями Лиры и Геркулеса. Источником Лирид является пылевой след, оставшийся от кометы Тэтчера (C/1861 G1 Thatcher), сквозь который проходит Земля ежегодно в апреле. В последний раз эту комету...

Комета Понса-Брукса - яркая комета весны 2024 года

Анонсы-2024

Comet 12P Adam Block12-03-2024Весной 2024 года жители Земли могут наблюдать довольно яркую комету на вечернем небе. В марте короткопериодическая комета 12P/Pons-Brooks по мере сближения с Солнцем превысила порог видимости невооруженным глазом, и уже сейчас ее яркость составляет около +5-ой звездной величины и продолжает расти.

Прохождение перигелия произойдет 21 апреля 2024 года на расстоянии 0,781 а.е. (116,8 миллионов километров) от Солнца - комета в это время будет перемещаться между орбитами Венеры и Земли. Наиболее близко к Земле комета подойдет 2 июня 2024 года, когда она будет на расстоянии 1,55 а.е. (232 миллиона километров) от нас. Наблюдать в этот период улетающую комету будут уже жители южного полушария Земли.

По наблюдениям астрономов, диаметр ядра кометы составляет более 30 км. Все кометы по мере приближения к нашей центральной звезде начинают таять, их ледяные ядра плавятся и испаряются, и таким образом формируется кома - этакая временная атмосфера из водяного пара, пыли и различных газов.

В настоящее время хвостатая гостья пролетает на фоне созвездия Андромеда неподалеку от Галактики М31 и достаточно хорошо доступна для наблюдений жителям средних широт. В бинокль 10х50 на загородном небе сейчас хорошо видна зеленоватая кома вокруг ядра кометы и слабый хвост. Искать небесную странницу можно начинать в вечернее время невысоко над северо-западной частью горизонта.

10 апреля рядом с кометой на вечернем небе пройдет тонкий лунный месяц, при этом неподалеку будет сиять Юпитер!

В марте комета проходит по созвездиям Андромеды и Рыбы. С апреля по июнь комета будет перемещаться на фоне созвездий Овен, Телец, Эридан, Заяц и Большой Пес. В апреле условия видимости кометы для средних широт будут все более ухудшаться - небесная странница при пересечении небесного экватора все ближе склоняется к горизонту, тем самым сокращая время видимости кометы на небе северного полушария, перебираясь в широты неба южного полушария планеты.

Путь кометы 12P/Pons-Brooks по вечернему небу в марте-апреле 2024 года в средних широтах

2024-03-25 Bratsk-comet12p

Изображение: Stellarium

В настоящее время астрофотографы делятся яркими снимками кометы 12P/Pons-Brooks, пролетающей на фоне Галактики Андромеды!

Petr Horálek комета 12P-Pons-Brooks март 2024 Асурдаб Чакрабарти - Индия Митсуори Тшимура

Луна, Юпитер и комета Понса-Брукса на вечернем небе 10 апреля 2024 года

2024-04-10 56n Bratsk-Moon-comet12p

Примечательно, что 8 апреля 2024 года произойдет полное солнечное затмение (на территории Северной Америки), когда комета будет находиться в 25 градусах от Солнца! Это предоставит наблюдателям уникальную возможность увидеть комету во время затмения! Учитывая сочетание полного солнечного затмения и потенциально яркой кометы, это астрономическое событие наблюдатели постараются не пропустить.

Расположение кометы Понса-Брукса во время полного солнечного затмения в Мексике 8 апреля 2024 года

2024-04-08 TSE-comet12p

Комета с обозначением 12P/Pons-Brooks была обнаружена 12 июля 1812 года французским астрономом Жан-Луи Понсом в Марсельской обсерватории, когда комета медленно двигалась по созвездию Рыси. Чуть позднее, 1 августа комета была независимо открыта российским астрономом Винсентом Вишневским, а ещё днём позже французским астрономом Алексисом Буваром. С тех пор комету астрономы встречали в 1883 и в 1954 году.

Орбита кометы 12P/Pons-Brooks

orbit-12PPons-Brooks

Подобно комете Галлея комета Понса-Брукса обладает длительным периодом обращения вокруг Солнца — 71,3 года. Афелий (дальнюю точку орбиты) комета проходит в 33 а.е. от Солнца, а сближение (перигелий) в 0,8 а.е.. Орбита этой кометы настолько вытянута, что пересекает орбиты всех восьми планет Солнечной системы, но при этом комета не сближается ни с одной из них, т.к. ее орбита наклонена к плоскости эклиптики на 74 градуса.

Орбита кометы 12P/Pons-Brooks (положение кометы и планет дано на 15 марта 2024 года)

orbit-viewer-12PPons-Brooks

Учитываем, что кометы — это довольно непредсказуемые объекты. Различные процессы в ядре кометы могут привести как к интенсивному стабильному испарению вещества в космос, так и к ее полному разрушению на подлете к Солнцу... Поэтому в итоге ее яркость может оказаться как больше, так и меньше прогнозируемого значения.

Кометы - как кошки: у них есть хвосты и они делают все, что им вздумается...

Ясного неба и успешных наблюдений хвостатой странницы!